Детские сказки В. Ф. Одоевского

Прогрессивный писатель и своеобразный человек, Владимир Федорович Одоевский серьезно интересовался вопросами воспитания детей. Он долго работал над книгой «Наука до наук», которую задумал как педагогический трактат, посвященный основным принципам воспитания человека с детских лет.

  • «Дети были лучшими моими учителями. Для свежего, не испорченного никакой схоластикой детского ума иет отдельно ни физики, ни химии, ни антропологии. »
  • «Ребенок не будет вас слушать, если вы заговорите систематическим путем отдельно об анатомии лошади, о механизме ее мускулов, о химическом превращении сена в кровь и тело, о лошади как движущей силе, о лошади как эстетическом предмете. Дитя — отъявленный энциклопедист, подавайте ему лошадь всю, как она есть, не дробя предмета искусственно, но представляя его в живой цельности,- в том вся задача педагогики».

Педагогические взгляды В. Одоевского не совпадали с официальной педагогикой его времени. Он следовал принципам Белинского, считая, что нужно в ребенке видеть прежде всего человека и воспитывать гуманиста. Он призывал также пробуждать интерес детей к знаниям. На произведениях В. Одоевского для детей отразились его педагогические убеждения. Считая, что дети бывают «проснувшиеся» и «непроснувшиеся», Одоевский придавал большое значение детской литературе, способной пробудить ум и сердце ребенка. Сам он начал писать для детей в 30-е годы XIX века, когда стал участвовать в издании альманаха «Детская книжка для воскресных дней» и сотрудничать в журнале «Детская библиотека» А. Н. Очкина. Работал он под псевдонимом «дедушка Ириней».

В 1834 году отдельным изданием была напечатана сказка В. Ф. Одоевского «Городок в табакерке». В 40-е годы появляются его сборники для детей: «Детские сказки дедушки Иринея» (1840) и «Детские песни дедушки Иринея» (1847). Он стремился «привести в движение оружие мышления», опираясь на любовь детей к вымыслу, фантастике. В детских книгах Одоевский умело сочетает реальные и фантастические события. Он создавал для детей произведения разных жанров: научно-фантастические сказки, волшебные сказки, рассказы.

Для произведений Одоевского, адресованных детям, характерны естественность и научность содержания, увлекательность и драматизм повествования, убежденность в могуществе человеческого разума. Классическим произведением, выдержавшим множество изданий и не потерявшим значения до наших дней, стал его «Городок в табакерке». Сложный научный материал, по выражению Белинского, «ловко приноровлен к детской фантазии». Одоевский находит понятные ребенку сравнения: колокольчик похож на мальчика с золотой головкой и в стальной юбочке; молоточки напоминают каких-то унылых господ на тоненьких ножках и с длинными носами; валик преображается в надзирателя, который переворачивается с боку на бок. С помощью сказочных образов писатель стремится популярно рассказать детям о законах механики. Каждый персонаж сказки наделен индивидуальными чертами, которые проявляются и во внешнем облике, и в поведении, и в речи. Похожая на змейку царевна-пружинка беспрестанно движется, «то свернется, то развернется», ведет себя властно, толкает под бок надзирателя Валика. Дядьки-молоточки злые, бесцеремонные, колотят бедных мальчиков-колокольчиков.

Речь сказочных персонажей отражает их характеры. Дядьки-молоточки говорят отрывисто и сердито («Прочь ступай, не мешай», «Тук-тук-тук»). Надзиратель Валик ворчливо и ритмично бормочет («Шуры-муры, шуры-муры!», «Кто здесь ходит?», «Кто здесь’бродит?»).

Сказочное повествование о городке в табакерке заключено в реалистическую рамку. Мальчик Миша засыпает, разглядывая оставленную отцом табакерку, видит сказочный сон и затем просыпается, поняв механизм музыкального ящика. Менее всех индивидуализирован образ Миши, потому что Одоевскому он важен был для достижения композиционной завершенности. Это персонаж несколько условный, он нужен, чтобы помочь автору в его общении с читателем. Речь Миши не отличается какими-либо характерными для его возраста чертами, она нейтральна («Я очень благодарен вам за ваше приглашение»), он ласков с колокольчиками, вежлив с молоточками, слушается отца.

«Городок в табакерке» — первая в детской литературе научно-познавательная сказка. Одоевским созданы также сказки «Червячок», «Мороз Иванович», рассказы «Столяр», «Серебряный рубль», «Бедный Гнедко» и др. Своеобразный талант Одоевского, детского писателя, принес ему заслуженное признание читателей и прогрессивной критики. В. Г. Белинский писал, что «русские дети имеют для себя в дедушке Иринее такого писателя, которому позавидовали бы дети всех наций. Какою теплотою и жизнью веет от его рассказов и какое необыкновенное искусство у него заманить воображение, раздражить любопытство, возбудить внимание иногда самым, по-видимому, простым рассказом».

Если данное школьное сочинение на тему: Детские сказки В. Ф. Одоевского. вам пригодилось, то я буду премного благодарна если вы разместите ссылку в блоге или социальной сети.

Портретная характеристика персонажей